Monday, October 24, 2011

Выбор слова: excuse / sorry


Выбор слова: excuse / sorry – в чем совпадают и чем отличаются?

У глагола excuse несколько значений:
  1. Оправдываться, приносить извинения, извиняться – excuse oneself:
    I excused myself from the table. – Я извинился и вышел из-за стола.
    He excused himself by saying he was not feeling well. – В свое оправдание он сослался на нездоровье.
  2. Извинять, прощать – в этом случае часто используется выражение excuse me, т.е. «извините меня»:
    Please excuse my coming late/Excuse me for coming late. – Извините, что я пришел поздно.
    Excuse me, what time is it? – Простите, который час?.
  3. Освобождать (от работы, обязанности), дать разрешение уйти:
    I excused him from attending. – Я разрешил ему не присутствовать.
    He was excused from military service. – Его освободили от воинской службы.
У прилагательного sorry два основных значения, в случае, если оно употребляется в определенных конструкциях, в сочетаниях с другими глаголами. А само прилагательное имеет следующий перевод «огорченный, жалкий, несчастный, мрачный, грустный, печальный».
  1. Сожалеть о чем-либо, жалеть о чем-нибудь – be sorry for something. Наиболее используемое выражение – I’m sorry (извините, простите):
    I was sorry I had to do it. – Я сожалел, что пришлось так поступить.
    Say you’re sorry! – Попроси прощения.
    I’m so sorry. – Мне так жаль.
    Some day you’ll be sorry about it. – Однажды вы об этом пожалеете.
  2. Испытывать жалость к кому-либо, жалеть кого-нибудь, сочувствовать кому-либо – feel sorry for somebodyfeel sorry for oneself:
    We feel deeply sorry for him. – Нам очень жаль его.
    I feel so sorry for the children – It must be really hard for them. – Мне так жаль детей, для них это должно быть очень тяжело.
Как видно из перечисленных примеров и указанных значений, несмотря на всю смысловую близость этих двух слов, они все же различны. Конечно, принося извинения, человек, скорее всего, сожалеет о содеянном. В этом случае excuse и sorry очень близки. Но, в то же время, не всегда, пожалев о сделанном, человек готов извиниться и признать свою вину. Обратите внимание на этот момент.